О Бузе
 
«Рукопашный бой - невидимое оружие.
Его нельзя обнаружить, пока его не применили
и нельзя отобрать, пока человек жив»
Общие сведения
«БУЗА - северо-западная система русского рукопашного боя. Это многоплановая традиция подготовки тверских ополченцев. Наряду с состязаниями "стенка на стенку" и боевым плясом, призванными поддерживать общую физическую форму в мирное время, базовая техника БУЗЫ сформировалась на опыте рукопашных боёв с оружием».
«Первые известные нам литературные упоминания о БУЗЕ как о рукопашном бое относятся к 1750 году. Однако, прародителя современного русского воинского искусства следует искать в дремучей бездне тысячелетий. Если исходить из выражения “Боевое искусство - душа народа”, то корни русской боевой культуры надо искать в тех глубинах истории, когда складывались особенности протославянской, славянской, а затем русской нации . Народ, вынужденный одновременно сражаться и созидать, выработал два общественных института, способных обезпечить безопасность страны: воины — профессионалы-дружинники и вои — воины-труженики: казаки и ополченцы. Не отрывая от обязательного крестьянского труда, с самого раннего детства в мужчине воспитывался необходимый для бойца комплекс навыков. Это происходило в боевых играх, бойцовских обрядах, специальных упражнениях и в труде. Как бы итогом проверки бойцовской подготовки были кулачные и палочные бои».
«На чем основан наш рукопашный бой. Это: Православная вера, Обычай (традиция), Методика обучения (приемы, техника). Именно в такой последовательности формируется мышление нашего русского воина рукопашника. Православная вера помогает не бояться смерти. Ибо нет большего подвига, чем «душу свою положить за други своя». Обычай и традиция передают уклад жизни в семье, в воспитании детей, в отношениях между мужем и женой, трудовые навыки, то есть именно то, ради чего стоит жить. Методика обучения, приемы и техника учат воина самому главному   как защитить себя, свою семью, свое Отечество, формируют особое мышление, помогающее выжить в любой ситуации. Ибо сам рукопашный бой призван помочь защитить Веру, обычай и традиции, то есть культуру нашего народа, все то, без чего русский народ существовать не может».
«Наиболее важным способом передачи знаний являются боевые сказки:
Репка, Лукошечко, Вася-Василиса, Борька Лягушатник, Домик, Семь Семеонов  и другие... При передаче знаний с помощью сказок происходит перестройка мышления бойца, привязка его новых знаний к ярким сказочным персонажам, известным нам с детства, и закрепление их с ассоциативными впечатлениями, полученными при разучивании новых принципов рукопашного боя. Пример: Не пустили в дверь, лезь в окно или через подпол.
Расшифровка: ударил прямо, затем сбоку, а после в пах».
«В масленицу, чаще всего на замерзшей реке, сходились парни и мужики окрестных деревень и городков и шли «стенка на стенку». Правила по всей Руси были почти одинаковы. Каждая стенка могла иметь два, три, а то и больше рядов. Выигрывала та стенка, которая прорывала другую».
«Пение, особенно хоровое, напитывало людей духовной и, как следствие, телесной силой. Потому неспроста и не для смеха, тверяне припевали, пританцовывали, пускались вприсядку, падая на спину, вращались на спине - скоморохи, да и только!»
«Заиграйте нам «под драку»,
Пора драку начинать.
Неприятели собравшись,
Хочут головы ломать».
«Существуют два вида поединка: бой игровой и бой реальный, «увечный». В бою игровом используются «пересекания» и увертки без подставок, исключается направленный вход броском — «сшибка». Бой реальный направлен на уничтожение противника, выведение его из строя и не случайно носит название «увечный». В нем используются максимально эффективные и минимально энергоемкие способы поражения».
«Не просто данная от природы «медвежья сила» определяла исход поединка - были секреты. Это кстати, и работа по точкам и определенные типы дыхания (аналог Цигуна) и особое состояние духа».
«Возвращаясь из действующей армии, бойцы приносили новый опыт в свою бойцовскую артель. Так, из века в век, происходило накопление и усовершенствование техники боя. Солдаты и офицеры - носители традиции рукопашного боя БУЗА, принимали участие не только в боевых действиях, но и готовили рукопашников, были практиками и методистами войсковой разведки, партизанили, формировали и обучали диверсионные группы, ходили в штыковые атаки. В 80-х и 90-х годах двадцатого столетия, традиция пополнялась опытом конфликтов нашего времени».
Этика боя. Милосердие.
«Стеношный бой предварял поединок Утаманов, а потом, по свистку одного из Утаманов сходились на соступ «партии».
«Парням до 21 года во взрослых стенках драться запрещалось, боялись покалечить - «еще стукнешь, переломаешь руку или ногу». Пьяных на стенки не пускали, видимо, чтобы они не травмировались или не перевели бой из-за непредсказуемого поведения, в плоскость жестокой драки. «Не участвовали в боях и бедные - боялись, что одежду изорвут, и не в чем ходить будет».
«Холодное оружие было символом мужского достоинства. Использовалось оно только в случае смертельной опасности. Носили ножи больше из-за того, что боялись диких зверей, особенно волков, которых всегда было много вокруг деревень. Хотя почти все парни носили ножи за голенищем сапога, в драке их старались не доставать. Применение ножа в бою разрешалось только в ситуации, реально опасной для жизни. Ковался он специально для боя и больше нигде в хозяйстве не использовался. Ножи носили длиной сантиметров 20, с усиками и прорезкой. В голенище сбоку, там где не сгибалась нога, чтобы не порезать ножом ногу делали кожаные ножны. В стеношном бою или в драке из-за девки - упаси Бог даже вынуть его! Нарушая традицию, человек отторгался обществом, становился изгоем, что имело для него драматические последствия. Необоснованное использование этого оружия или угроза им считались делом, недостойным воя. Потому нарушений общественной этики практически не было. Как ты к людям, так и они к тебе».
«Среди «стеношников» особо выделялись «заядлые» бойцы. Они отличались огромным ростом и невероятной физической силой. Им запрещалось драться - сразу убьют. Возможно, они не били, но проломить стенку, сделать коридор, раскидать в стороны чужих бойцов вполне могли. Одно их появление меняло исход боя, вызывая воодушевление своих, и бегство чужих. «Кирюшу (Кирилла Сержантова) ведут!» или «Коняшка бежит! Коняшка!» Такого бойца мог остановить только равный ему по физическим качествам человек. Такие мужики были с обеих сторон. Но кто-то из них все равно был сильнее».
«В «стенках»» соблюдались правила честного боя. Старались обойтись без убийства и увечий: «Тогда люди были мягче, думали, как бы не убить». Строго запрещалось бить упавшего на землю, у кого текла кровь (если он не ушел из боя), нападать сзади, бить головой и ногами, наносить удары ниже пояса. Но старались бить так, чтобы не калечить, чтобы меньше было повреждений. Хотя были и такие, кто хотел похвастаться силой своего удара или под прикрытием боя сводил личные счеты с обидчиком. Если боец дрался в рамках правил, это сходило ему с рук, хотя его поступок осуждался. Но если он нарушал правила честного боя: прятал в рукавице свинчатку или кирпичину то его наказывали, избивая всем коллективом. Такой человек навсегда терял уважение, его изгоняли из своей среды, и путь на кулачные бои ему впредь был закрыт».
«Чтобы избежать серьёзной травмы во время боев разрешалось использовать защитные приспособления. Защитные приспособления оберегали опасные для удара места: затылок, виски, шею, солнечное сплетение, нижнее подреберье, поясницу, живот».
«Поединки шли по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш. У музыки в этом случае, можно сказать, была полная власть».
«Часто во время обрядов практиковался бой безоружного против вооруженного треской, ножом или лаской. Согласно критериям, вооруженный и безоружный боец равны в шансах, но, чтобы невольно не нанести тяжких повреждений при совершении обряда, боец, вооружен¬ный ножом или лаской, не наносил колющих ударов — только рубящие».
«Бой заканчивался, когда одна «стенка», пересилив другую, загоняла ее обратно на свою территорию. Победившая сторона радовалась «Пригнали! Пригнали! В свою улицу пригнали!», а проигравшая сторона с досадой уходила домой - «в следующий раз не поддадимся!» На этом все прекращалось, жизнь села входила в нормальную колею».
Внешние знаки
«Во время обрядовых действий кулачных бойцов каждый элемент одежды становился своеобразным символом, посылающим совершенно конкретные и понятные всем участникам сообщения».
«Один из самых значимых элементов костюма - кафтан, шуга, пинжак (пиджак) . Пиджак со спущенным правым рукавом (как впоследствии носили гусары) носили на боевые праздники, так дрались. Открытая правая рука становилась более подвижной, левый рукав хорошо защищал запястье и предплечье от ножевых ран "... рукав на руку накрутишь, та еще там задник, ножом уже не порезать; даже просто рукав рубахи и то - не прорезать... ". "Дак уж видишь, конечно, рас он идет такой расфуфыренный, дак это драться, кудаж еще-то… "
«Пинжак, взятый за ворот и переброшенный через одно плечо, сообщал о желании не участвовать в событиях либо решении уйти с праздника. Такого обычно не задирали, уважая его права».
«Если пиджак набрасывался на оба плеча, а руки в рукава не просовывались, то его хозяин вполне мог рассчитывать на драку, так как это было объявлением презрения к опасности, которое мог проверить любой кулачник.
Если парень набрасывал свой пинжак на плечи девушке, то она считалась занятой. Ее можно было "отбить", т.е. кулаками доказать сопернику свое право, но только в ее отсутствии. Пока пинжак на плечах, права парня неоспоримы. Смысл этого жеста близок выражению "взять под свое крыло", "быть под покровом", "под защитой"».
«Верхняя одежда действительно часто играла роль щита, например: существовали приемы отбива атакующей руки противника при помощи натянутого ворота, отражение брошенного ножа полой кафтана, отбивание ножевого удара замотанным в пинжак предплечьем».
«Обнажение головы (это касается как шлема, так и шапки) - акт открытости, почтения, засвидетельствование своей подчиненности кому-либо или чему-либо. Человек с покрытой головой - ровня собеседнику, он как бы загорожен от него и самодостаточен. Встречаясь, мы выражаем, друг другу расположение, обнажая голову, причем младший по возрасту или должности делает это первым. Особенно ярко выражена символика защиты головным убором в воинской среде».
«В Тверской, Псковской, Новгородской, Вологодской и других соседних областях шапка, надетая ровно на середину головы без наклона означала ровное, взвешенное настроение хозяина. Так ее надевали, когда намеревались общаться с государственными чиновниками, фотографироваться всей семьей или чтобы произвести впечатление серьезного человека».
«Кепка или шапка, надвинутая на глаза , во время боевого обряда объявляла всем о слишком нервном настроении ее обладателя и о нежелании участвовать в общих забавах - "не суйся, - можешь получить нож"».
«Тот же головной убор, сдвинутый на затылок , означал желание бойца подраться. Любой был вправе вызвать его "на задор". В современной армейской неуставной культуре фуражку на затылке носят "дембеля", демонстрируя свое превосходство над "молодыми". В случае если молодой попробует так надеть фуражку, то он вынужден будет кулаками отстаивать это право перед старослужащими».
«Наряду "с шапкой на затылке" существовал обычай ношения "набекрень" , при этом головной убор сдвигался к уху на правую или левую сторону головы, чтобы она не мешала при воображаемом взмахе саблей. В былинах и сказках мы часто встречаем героя, у которого "шубка накинута на одно плечо, а шапочка на одно ушко...". «Если (парень) богатый, да такой красивый, пиджак накроет на плечо и идет, фуражка у него набекрень…и тут чуб. Все девки за ним идут». Фуражку еще носили козырьком назад».
«В боевой артели обычай бросания шапки на землю являлся клятвенным жестом "умереть, но не отступить", не выходить из сражения до конца. Видимо, поговорка "шапками закидаем" означала - "нас собирается на бой очень много, у нас явное численное преимущество"».
«Рукава на запястьях обматывали кожаными ремнями, берестой или материей для дополнительной защиты рук от ножей и палок, а также для предохранения лучезапястных составов от травм в кулачном бою».
«Во время пляса бузники определяли степень жестокости боя. Чтобы вызвать противника на увечный бой или на бой "на - смерть", пляшущий снимал с себя рубаху или разрывал ее у себя на груди. Принявший вызов боец должен был повторить жест. Из истории славян мы знаем, что обнажение перед боем у восточных славян означало готовность умереть; торжественную встречу последней битвы, в которой важно, погибая, прихватить с собой побольше врагов. Обычай этот сохранялся у разведчиков вплоть до Великой Отечественной войны "собрался умереть, прихвати с собой не меньше трех врагов...". Так поступали запорожцы, донцы. Тот же самый жест мы можем найти в “Повести временных лет” у воинов князя Святослава, готовившихся сражаться насмерть: “мертвые бо срама не имут”. Чем очень напугали византийцев, хорошо знакомых с этим обычаем руссов».
«Нож был символом мужского достоинства, атрибут чести и вольности воя. В 30-х годах нашего века, после указа об уголовной ответственности за ношение холодного оружия, вои предпочитали прятать поясные ножи под брюками, а засапожные глубоко в голенища — решались рисковать, но не расставаться с символом своего качества».
Удары. Техника.
«Поединщики в «Бузе» одинаково универсально противостоят и кулачным ударам, и борцовским (захватывающим. заламывающим, удушающим) приемам. Есть четыре постулата, на которых построен наш рукопашный бой: Точность-Правильность-Сила-Скорость. Это именно те слагаемые, по которым, как по ступенькам, можно добраться до вершин мастерства. В самом начале обучения ученикам в течение одного года рекомендуется перестать заниматься самостоятельно силовой подготовкой (отжиматься, подтягиваться, качаться железом), то есть делать все то, что помогает достаточно быстро стать физически сильным. Это тяжелое испытание для многих людей. Именно в это время отсеиваются нетерпеливые, слишком вспыльчивые люди. Самое главное, в результате достигается состояние расслабленности тела и сознания, что очень важно при освоении своеобразной техники Бузы. Точность и правильность движений достигаются работой на сверхмедленных скоростях. Ученика обучают двигаться непрерывно, плавно, как бы перетекая с ноги на ногу (принцип непрерывности). Благодаря этому выстраивается общая культура движений. Также ученику объясняют, что с партнером необходимо работать на одной скорости, то есть закрепляется принцип адекватности ответных действий. Их вроде бы простые, незатейливые, а порой ,c первого взгляда, и нескладные движения создавали, однако, целостное, логично развивающееся гармоничное действо…»
«Самым важным, фундаментальным теоретическим принципом «Бузы» является отказ от жестких форм — приемов и ударов. Работа проходит по определенным канонам — принципам, которые гарантируют успешное действие. Невозможно заранее подготовить приемы на все ситуации, которые подстерегают нас в жизни, но можно научить «тело думать», т. е. находить выход из складывающихся внезапных ситуаций. Это достигается многократными упражнениями по использованию принципов в неожиданных ситуациях. Стандартных приемов как таковых практически нет, все определяет ситуация. Кстати, это одна из самых типичных особенностей, объединяющая восточнославянские стили, отсутствие четко очерченных приемов . Во главу угла ставятся общие принципы (и психические, и физические), наработка же дискретных действий, приемов, связок вторична, а то и вовсе необязательна. На тренировке ставится тактическая задача и не оговаривается от какого именно удара будет защищаться боец, атаки не должны повторяться. Когда приходит овладение грамотной импровизацией, бойцу все равно каким способом на него будут нападать.
Буза, предусматривает ведение поединка на всех уровнях. Борьба и кулачные бои требовали и физической силы, почти все мужики и парни занимались гирями и были достаточно развитыми физически, и среди них были уникальные силачи, о которых и по сей день, ходят легенды».
«В технике отсутствует понятие стоек, т. к. считается, что движения не должны прерываться. Существует представление о двух крайних положениях тела. Это максимально раскрытое «петух» и максимально закрытое — «медведь» — «рамка». Первое движение характеризуется выплеском, второе — генерацией энергии. Еще одна особенность: движения должны быть экономичны и функциональны, не должно быть движения ради движения».
«Самым сложным обрядом был бой «втемную», часто безоружного против вооруженного холодным оружием, а также на равных — оба с холодным оружием. В этих случаях нередко случались тяжелые ранения и смертельные исходы. Обычно это происходило в помещении в темное время суток. Самое трудное, как говорят старики, это не столько почувствовать атаку противника, защититься и контратаковать, сколько чувствовать, где свои и где чужие. Из-за высокого травматизма бой «втемную» проводился редко, но не исчезал из традиции».
«Удары делятся на две основные группы: направленные вовнутрь (закрывающие) — «запашка» и направленные наружу (открывающие) — «отмашка». Все удары и движения имеют спиралевидную или округлую форму. Тело постоянно расслаблено, во время удара (момента контакта) хлесткой рукой ставится энергетический акцент, без мышечного напряжения. Удары руками и ногами делятся по шарнирности: «с крыла» — с плеча, с локтя, с кисти. Удары были разные: кулаком, ладонью, ребром ладони - в голову, грудь, живот. Наносятся в пах, голень, колено — невысоко, но травматично.
1. Удар должен травмировать противника, при этом, бьющую часть тела нужно сохранить неповреждённой.
2. Удар не готовится, а бьётся из любого положения, продолжая естественное движение всего тела, той частью тела, которая "заряжена" на удар.
3. В одном ударе, много ударов.
4.Удары должны гнать противника друг - на друга.
5. Удары должны отвлекать один от другого.
6. Удары должны дублировать друг - друга.
7. Бьющая конечность должна хорошо накладываться на поражаемую поверхность.
8. Мягким - в жёсткое, жёстким - в мягкое».
«Своеобразна работа ногами «в ползунках» — бою на нижнем уровне. Здесь многие движения совпадают с «коленцами» из русской и украинской народной пляски, руки служат больше для защиты, а ноги для контратаки. Способы боя «в присядку» были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Бой в присядку включал в себя четыре основных уровня: кувырки, ползунки (перемещения на корточках и четвереньках), удары и передвижения стоя, прыжки и колёса».
Боевой пляс
«И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски “Буза” . Подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи - союз восточнославянских племен. Отобранные этносом на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением на фоне особого психофизического состояния. Приплясывая «скобаря», отдыхая от трудов и веселясь на празднике, человек, по сути, упражняется для кулачного или палочного боя. Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия соперника, а даже на дуновение ветерка».
«Вызов на бой. Под наигрыш “Буза” в круг выходил боец с ножом и начинал исполнять танец. Совершив набор необходимых движений, он, не переставая “бузиться”, подходил к выбранному поединщику и втыкал перед ним в землю нож. Если боец принимал вызов, то выходил в круг и начинал “бузиться” напротив противника.
“На задор”. Продолжая плясать, они начинали толкаться грудью, локтями, предплечьями, коленями: здесь важно обмануть противника, заставить его “провалиться” в тебя во время толчка и подтолкнуть его, выводя из равновесия. Цель этого этапа обряда — заставить противника перевести бой “в толчки”, в кулачный, спровоцировать соперника на удар».
« О боевом плясе «в присядку» . Эта пляска была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность восточных славян не превышала миллиона, язык был практически единым, общение внутри воинского сословия тесным. Рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы. Корень, архетип пляски в присядку един для всех восточных славян. Ряд различий в музыке и динамике не меняют исконный смысл и вид древнерусского боевого пляса. Этнологам и фольклористам хорошо известно правило: "Наличие множества вариантов одного и того же обряда, текста, говорит о древности. Отсутствие вариантов - о "новоделе". Белорусы пляшут в присядку в танце трепак. Украинцы в гопаке, казачке и гонте. Русские: 1. «Лунёк» - не дошёл до нашего времени. 2. «Буза» - присядка лишь изредка. 3. «Русский» - пляшется в одиночку и на пару, существуют варианты пляса, где присядки мало. 4. «Барыня» - пляшется с девушкой, которую стремится отбить другой плясун. 5. «Яблочко» - военно-морской пляс, поздний вариант восточнославянского пляса в присядку. Однако, пляска в присядку начала стремительно исчезать сразу после войны. Плясать в присядку, да с прыжками, ползунками, вертушками - сложно, надо уметь, а плясунов повыбило».
«Большим подспорьем в изучении Бузы является совместное с занятиями рукопашным боем разучивание традиционных песен. Во время пения устанавливается дыхание. При совместном пении необходимо петь в унисон, то есть отрабатывается слаженность».
«Создавая плясовые ансамбли и хоры, культпросвет-работники выхолащивали живую танцевальную традицию, удалив из неё импровизацию и игровой элемент. Пляска и танец перестали быть игрой и развлечением участников , теперь они были призваны развлекать зрителей . С уходом умелой спонтанности , в сценический народный пляс пришёл сценарий . Действия плясунов стали жёстко регламентироваться, а это убивало инициативу, а вместе с ней и заразительность, плясовой азарт. Так появилась Советская школа сценического народного танца, а внутри неё неофициальная, но очень нужная, для культпросвета, школа плясовой акробатики. В этих неофициальных школах, передаваясь от наставника ученику и сохранились реальные боевые акробатические элементы мужского восточнославянского пляса. Вдобавок, к этому времени начали сказываться результаты культурно-диверсионной программы работников культпросвета - со сцен клубов и позднее с теле- и киноэкранов, на видеомоторном уровне русским вдалбливали некую «марсианскую» культуру, хореографию инопланетных пришельцев, при этом выдавая её за "настоящую народную культуру"».
Организационная структура
«Самой крупной боевой структурой крестьянской общины была мужская воинская корпорация, которая называлась «партия». Другие ее названия - артель, ватага или шайка (но не в смысле бандитская). Звали её порой и деревенской вольницей - было в ней что-то от казачества и от новгородских ушкуйников. Традиция мужских артелей - это несколько видоизменившаяся культура родовых боевых групп славян. Обычно одна деревня имела одну «партию», но бывали и исключения; в некоторых селениях концы или посады обособлялись. «Партии» нескольких деревень объединялись в союз, который назывался «округ»… Составляли “партию”, как правило, зрелые мужики, начиная с 18 лет.. “Партия” была явлением, концентрирующим в своей среде обычаи и предания воев, развивающим древние традиции. Функция самообороны была едва ли не самой главной, которая возлагалась на плечи “партии”.
«Все бойцы считались равными друг другу, побратейничками, товарищами. Вся «партия» делилась на тройки - «списсы» (что значит копья), в которых был ведущий и два ведомых. В случае изоляции от «партии», «списса» представляла собой весьма эффективную мобильную боевую единицу, способную само¬стоятельно вести бой и принимать решения… Важным компонентом стеношного боя были надежа-бойцы: крупные, выносливые, хорошо обученные вои, которые, как столбы в изгороди, в случае прорыва стенки должны были оставаться на месте, сдерживая прорыв».
«Артель выбирала себе атамана (в некоторых местах произносят "утаман"). Он мог быть даже не самым лучшим поединщиком, главное, что ценилось выше всего, - должен был хорошо разбираться в традициях и заслуживать всеобщего уважения. Много с него спрашивалось, но много ему и доверялось, вплоть до чести и жизни каждого артельщика. Все знали, что мог прийти и такой момент, когда атаман положит за собой на землю шапку - это значило всем стоять насмерть . И припевка была:
«Утаман снял серу шапку
И на землю положил,
Вынул ножик из кармана
И сказал: «Не побежим!»
Если личность Утамана не удовлетворяла товарищество, то его снимали и ставили нового, но только в мирное время. К Утаману предъявлялись очень высокие требования, но если он их исполнял, то и уважение и преданность побратейничков не имели границ.
«Утаман у нас молоденький,
Не выдадим его,
Семерых в могилу сгоним,
За него за одного».
Из своего товарищества Утаман выбирал двух помощников, перед ним они отвечали за правый и левый фланг стеношного строя, а перед побратейничками — за жизнь Утамана».
Драки. Как это было…
«Важную роль в подготовке бойца рукопашника играют традиционные праздничные состязания, такие как борьба на снегу, охотницкий бой, ножовщина и стеношные бои. Бои проходили в рамках правил. Чаще их устраивали зимой, когда у мужиков появлялось свободное время. Но они могли проводить и летом. В праздники, кулачные бои могли проходить днем и планировались заранее, в будни начинались вечером и образовывались стихийно. Выходили вечером и кричали «На бой! На бой! Наши давай! Наши давай!»
«Причины для драк были разные. Мужики дрались за спорные межи, покосы, пастбища, а парни в основном из-за девушек. «Идут если федоровские в деревню, то рельненские их встречали где-то на краю и дрались - «Не ходите сюда! У нас своих ребят много, девчат мало».
«Стенки» создавались по территориальному признаку. Дрались конец на конец, сторона на сторону, или деревня на деревню. Местом боя выбиралась нейтральная пограничная территория. Роль границы выполняли клуб в центре села, церковь, овраг или мост, разделявший деревню на две стороны».
«Бои начинали дети, продолжали подростки и заканчивали взрослые «солидные бородачи». «Стенки» собирали много зрителей: стариков, детей, женщин. Последние, вытаскивали раненых мужиков, с поля боя».
«Главную роль в драках играли опыт боев, физическая сила, рост, решительность, ловкость и боевой дух».
«На улице вызовом на драку служила воткнутая черенком вверх лопата или коса. Подобный знак имел несколько значений: вызов на драку, место сбора, где будет драка, предупреждение о мести, решение хозяйственных споров. Во всех случаях воткнутый предмет означал одно - противостояние и вызов».
«Помимо кулачных боев, мужчины состязались в борьбе. Мужики и парни любили бороться, но эти состязания не носили массовый характер, и не являлись элементом праздника. Состязания в борьбе проходили не только со своими деревенскими мужиками, но и с представителями других народов. О таких «международных» состязаниях Сергееву В.М. рассказывал еще его дед, бывший моряк участник русско-японской войны и Цусимского сражения - «каждый день в лагерь для военнопленных японцы приходили бороться с русскими».
«Кроме кулачного боя у славян культивировались и другие не менее популярные виды единоборств: палочный бой (запрещен с XVI века), борьба в схватку и не в схватку, борьба об одной руке, борьба на поясах... всех сейчас мы и не знаем. В начале XX века они возродились в новых видах единоборств».
Положение сегодня
«До нынешних дней сохранились имена мастеров - кулачников. Причем упоминаются среди них не только люди богатырского сложения, как например московский Семен Треща (XVIIIв.), кулаком вышибавший кирпичи из печки, но и небольшого роста, худощавые, невзрачные с виду приказной чиновник Батин и фабричный человек Соколик. Однако, оба обладали выдающейся силой и притом ловкостью и изворотливостью в боях».
«Несмотря на широкую любовь к кулачным боям, эта традиция очень быстро стала исчезать. Причины были, прежде всего, социально-политического характера».
«Бои перестали, наверное, до колхозов. Голод в 30 и 33 году и после войны, тут уж не до кулачков, в голод у каждого двора мертвые лежали» (Баба Маня). «Кулачный бой прекратился, когда раскулачивание началось. Тогда говорили что они (взрослые мужики) научивают ребят плохому, что хулиганствовать будут. После войны кулачных боев не было, пришли слабенькие, раненые» (Александрова А.Ф.).
«Князь Борис Васильевич Тимофеев - Голицын. Он - ветеран Великой Отечественной Войны, участвовал в шести штыковых атаках, был ранен. После войны работал геологом. Родовая борьба Голицына неоднократно спасала ему жизнь. После выхода на пенсию Голицын жил в Санкт-Петербурге. Он очень много ездил по стране, показывал и рассказывал о своей родовой системе Голицыных. После себя он оставил двух учеников, это Г.Н. Базлов (г. Тверь) и Д. Н. Семенов (г. Новосибирск). Борис Васильевич отошел ко Господу в 2000 году».
«Есть ли ныне мастера, у которых можно полностью перенять все, чем богат наш русский рукопашный бой, не только Буза? Да, есть. Это: Л.П. Безклубый  (г. Одесса), А.Л. Кадочников (г. Краснодар), Г.Н. Базлов (г. Тверь), М.В. Рябко (г. Москва), О.В. Попов (г. Екатеринбург), Е.А. Балаганов (г. Екатеринбург), А.М. Иванов (г. Тюмень), В.Г. Соловьев (г. Череповец). Все это - живые носители традиции, которые продолжают обучать всех желающих традиционному русскому рукопашному бою».
 
Православие - язычество
 
"Безверное войско учить, что перегорелое железо точить»
«С незапамятных времен символ боя Кривды и Правды — два сцепившихся волка — стали эмблемой русского воинского мировоззрения».
«В основе образа идеального дохристианского воина лежал миф о герое Интре или Индрике, победившем змея, символизирующего мировое зло. Когда Христианство стало на Руси официальной религией, отношения между язычеством и Православием были настолько острыми, что повлекли за собой запрет на все дохристианское: ведунство, скоморошество, обрядность и в этот разряд сначала попали и кулачные бои. В музее тверского города Кашина сохранилась проповедь против кулачного боя — документ противостояния двух идеологий. Древние культы разрушаются с трудом, поэтому Христианство на Руси начало невольно усваивать лучшее из духовной традиции дохристианской эпохи и вскоре святой Георгий Победоносец, всадник на белом коне, попирающий копьем адского змея, стал символом русского православного воинства, с успехом заменив героя Индрика».
«Самый сильный из всех страхов - это страх смерти. По настоящему преодолеть его может только человек, имеющий искреннюю веру во Христа».
«"Можно ли убивать? - Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например - непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно . Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени и в некоторых обстоятельствах, непозволительно, а в других обстоятельствах и благовременно допускается и позволяется". Из послания святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского к Аммуну монаху, правило 1.»
«Представители православного русского иночества - московские митрополиты не назывались иначе, как печальниками всей земли русской. Сами князья не называли их иначе, как отцами своими. Нередко бывали и такие случаи, когда иноки, оставив на время свои молитвенные подвиги, открыто становились в ряды православного воинства, являя собою пример высокой доблести и непоколебимого мужества. Так, например, было в сентябре 1608 г., когда польские воеводы Сапега и Лисовский, желавшие посадить на московский престол самозванца - известного Тушинского вора, осадили Троице-Сергиеву Лавру. Желая постоять за законного царя и за Отечество православное, иноки Троице-Сергиевой обители стали поспешно готовиться к защите. Архимандрит Иоасаф, человек кроткий и всеми уважаемый, привел воевод и всех засевших в обители защитников ее присяг над гробом св. Сергия. Все поклялись перед крестом и св. Евангелием "сидеть в осаде без измены". Напрасно осаждавшие пытались склонить защитников св. обители к добровольной сдаче, обещая не только свободу, но и награды от "царя Дмитрия Ивановича". Лаврские иноки коротко отвечали: « Оставить повелеваете христианского царя и хотите нас прельстить ложною ласкою, тщетною лестью и суетным богатством! Богатства всего мира не возьмем за свое крестное целование!» Но и невозможные условия не сломили мужества осажденных: они решили умереть, но не сдаваться. Монахи взяли оружие в руки, стали на стенах с камнями, огнем, смолою, серою и известью. Архимандрит со старшею братиею молились в церкви. …Этим и кончились попытки поляков овладеть Сергиевой Лаврой.»
«Известные всем герои былин - легендарные богатыри  Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец - причисленный Русской православной Церковью к лику святых (его нетленные мощи находятся Киеве, в Киево-Печерской Лавре), а также благоверные князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Галицкий и многие другие - все это реальные люди, жившие на Руси каждый в своё время.»
«Стимулом поддержания боевого духа может служить только глубокое, укоренившееся в человеческой душе убеждение, что он сражается за настоящее, нравственное дело. М.Д. Скобелев в статье о поддержании духа в войсках писал: "Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому, как 3 к 1".»
«По этому и по другим важным причинам полководец А.В.Суворов важнейшее значение придавал нравственному и религиозному воспитанию воинов. Он говорил: "Молись Богу, от Него победа! Чудо богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!" . Солдат должен быть уверен в своих товарищах, в том, что если что-то случится, его не бросят и не оставят. Поэтому Суворов учил: "Сам погибай, а товарища выручай", хотя это и так глубоко заложено в православном русском человеке - принцип "за други своя" находится в фундаменте нашей православной веры и русской культуры. Суворов много внимания уделял развитию в своих солдатах милосердия и храбрости. Для Суворова враг был только до тех пор враг, пока не сложил оружия: "Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному, посему просящего в бою пощады - помилуй, кто мститель - тот разбойник, а разбойнику Бог не помощник !", "Воину подлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать", "Побежденным давай пощаду, грех напрасно убивать" . Суворов делал все, чтобы развить религиозные чувства своих солдат, и уже на этой основе их учил. Он говорил: "Безверное войско учить, что перегорелое железо точить" . Своих богатырей он наставлял, что для воина великая честь отдать жизнь на поле брани за Православное Отечество. Он учил солдата не бояться смерти, потому что душа у человека бессмертна, и если жизнь отдать за веру, Царя и Отечество, то душа сразу же возносится в Царство Небесное. "Мы русские Богу молимся. Он нам помощник… Кого из нас убьют - Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы - нам честь, нам слава, слава, слава!" »
«Только тогда, когда Российская армия снова станет носительницей христианской нравственности, когда Православная Церковь получит возможность окормлять и укреплять дух нашего воинства, мощь нашей армии окрепнет и возрастёт стократно».
 
Защита Отечества
 
«Русского мало убить – его ещё и повалить нужно!»
«Изведал враг в тот день немало,
что значит Русский Бой удалый,
наш рукопашный бой!..»
Поэма  «Бородино» М.Ю. Лермонтов
«Ученые-историки подсчитали, что с двенадцатого по семнадцатый век на Руси было менее пятидесяти мирных лет, т.е. четыреста пятьдесят лет непрерывных войн. Воевали с Востоком, Западом, Югом, между собой. Выжить в таких условиях могли только люди физиологически и психически наследственно приспособленные к войне, в мирное время сохраняющие душевное равновесие, несмотря на непрерывную угрозу, не тратящие силы зря (т.к. нет смысла строить и копить, когда в любой момент все может быть сметено войной) и в то же время готовые и способные мобилизовать все силы и сверхсилы для боя и выживания. Пять веков шел жесточайший отбор. За это время, сменился не один десяток поколений, выросла воинская порода людей – РУССКИЕ».
«Александр Васильевич Суворов - генералиссимус, победитель турок и французов, руководитель безпримерного по героизму и мужеству Итальянского похода через Альпы. Достижения его армии уникальны: за тридцать лет непрерывных войн – более 200 сражений, ни одного отступления, ни одного проигранного боя. Суворовская армия атаковала и побеждала десятикратно превосходящего противника и всегда с минимальными потерями. Однако, а рмия Суворова была армией рукопашников. Только в итальянской кампании на каждого павшего русского приходилось 75 убитых французов и их союзников , то есть лучших на то время воинов Западной Европы. В своей книге «Наука побеждать» А.В.Суворов пишет:
Русского мало убить – его ещё и повалить нужно! (о стойкости)
Смотришь вправо, а видишь влево  (периферийное зрение)
Врагов не считают, а побивают  (смелость и мужество)
Сади медведя на рогатину  (заставь противника открыться)
Пуля дура - штык молодец
Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять, бить и гнать врага штыком, работать быстро, храбро, скоро, по-русски».
«Стремление защитить веру православную, Отечество, мать, любимую от поругания и глумления — вот в чем вечная сила русского бойца и чем сильнее он любит это, тем тверже становится мужчина на поле брани. Идеология бойца, ориентированного на защиту, а не на нападение, очень высоко поднимала значение созидательного труда. Сама война рассматривалась воями не как нечто приносящее доход, а как продолжение работы по созиданию Мира — оборона земли от разрушения и очищение ее от скверны. Труд считался залогом Правды, а трудовое движение — движением праведного боя».
«Почему сходились зимой на реке? Реки были главными дорогами лесистой, заболоченной Руси. Летом по ним пролегал лодочный путь, зимой - санный. По замерзшим рекам и болотам передвигались и войска – и свои и чужие, поэтому вероятность сражения на льду была очень велика».
«Стеношный Соступ , распространенный повсеместно на Руси, использовался русским войском как основная тактика вплоть до XV века, а позднее сохранился в рукопашных боях и применялся постоянно, включая Великую Отечественную войну. Собранное со всей Руси войско ополченцев было хорошо организованным, обученным тактике и приемам боя, закаленным в кулачных и стеношных боях. Не случайно именно вои сдержали основной натиск татарского войска на Куликовом поле, они же отличились на Чудском озере наравне с боярами. Кстати, на Куликовом поле передовой полк полностью состоял из ополченцев и они свою задачу выполнили - выдержали первый натиск. Конница Мамая хоть и смяла их, но стенку не разогнала. Таких примеров не перечесть. Причем исход битв решали не только дружинники (профессиональные ратники), сколько ополченцы: простой люд, крестьяне, ремесленники. А так как войны шли непрерывно - редкий год на Руси удавался мирным, то каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. Но если для дружинников умение владеть оружием служило основным способом зарабатывать на хлеб и они могли ежедневно развивать свое мастерство, то те, кто выращивал этот самый хлеб, занимался ремеслами, торговал, вынуждены были готовить себя к битвам между делом. Кулачный стеношный бой и был подготовкой воинов, что называется, «без отрыва от производства». В нём отрабатывались в основном совместные действия, чувство локтя, взаимовыручка. Все подчинялось единой цели - сам погибай, а товарища выручай».
«Ополченцы стремились всегда скомпенсировать недостаток вооружения и профессионализма неожиданным использованием ситуации. Так, на знаменитое Ледовое побоище ополченцы, собранные Александром Невским, не надели лат и взяли с собой багры. Знали, что в апреле лед на Чудском озере коварный, а потому тяжестей на себе надо иметь поменьше. Баграми же удобно стаскивать тяжело вооруженных рыцарей с лошадей. Ноги-то у животных на замерзшем озере разъезжались, они были неповоротливы, а потому ополченцы, привыкшие передвигаться по льду (сколько на нем стеношных боев проведено!), обладали инициативой и навязывали противникам выгодную для себя дистанцию. Так их полностью и разгромили - кого врукопашную, кого в полыньи загнали».
«Новопрославленный русский святой – адмирал флота Феодор Ушаков учил моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы и вас не возьмёт ни пуля, ни сабля»!
«Разницу в подходе к войне у западноевропейцев и русских, на примере войны 1812 года, анализирует в романе "Война и м i р" Л.Н.Толстой. Он пишет о том, что правилом ведения войны в Европе было неучастие в ней народа, в войне участвовала только армия. В России Наполеон столкнулся с войной "не по правилам", на что не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру. Против него поднялась война народная, Лев Толстой пишет: "…дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие."
Во время Великой Отечественной войны традиции Русского рукопашного боя еще ходили среди солдат, передавались как ремесло из поколения в поколение. К примеру, дед Алексея Алексеевича Кадочникова, кавалер трех Георгиевских крестов, передал свое искусство отцу, которое во время последней войны не раз выручило. При обороне Одессы он один смог отбиться от пятерых фашистов. Но после войны постепенно искусство русского рукопашного боя стало забываться. На некогда обычную общевойсковую подготовку был наложен гриф "Совершенно секретно". «Таким образом, мы оказались на грани потери своего боевого искусства».
«Показателем, хорошо демонстрирующим различие между народами, является Боевая Психологическая Травма (БПТ). Это - нарушения в психике, возникающие под воздействием стресса, полученные в ходе боевых действий. Хуже всего с этим показателем обстоят дела в армии Израиля, там БПТ доходит до 90%. В каждом подразделении израильской армии имеется свой психоаналитик, который после боя выводит солдат из шока. В армии США БПТ достигает 50% и резко возрастает в условиях окружения и оторванности от основных сил.
Среди русских БПТ до шестидесятых годов прошлого века вообще не проявлялась в статистике, не достигая одного процента даже во время Великой Отечественной войны! Впервые, в виде нескольких процентов она начала выявляться только в конце 50-х начале 60-х годов ХХ века. К этому времени в армии стали служить призывники из Средней азии и Закавказья. Значительный контингент военнослужащих составили представители других народов с неустойчивой к войне психикой».
Интересно, что одной из причин, превративших Японию в высокоразвитую мировую державу, сами японцы называют возрождение и широкую популярность своих боевых искусств в конце 40-х годов. Их дух помог пережить моральное потрясение от поражения во второй мировой войне. Недаром родоначальник айкидо мастер Уэсиба получил правительственную награду за оздоровление нравственности нации вследствие массового распространения этой борьбы. Не беремся утверждать, что подобную роль у нас могут сыграть отечественные виды кулачного боя. Но то, что их развитие откликнется некоторым поворотом общественного сознания к родным традициям, несомненно. Ведь тот же стеношный бой, скобарь, буза неотделимы от песен, танцев, народного оптимизма, морали, наконец».
 
Отличие от НЕрусского
 
Тренированный русский боец
наносил 5-6 ударов в секунду!
«Вспомним, братья - во все времена мы одолевали в рукопашных схватках своих врагов, откуда бы они не приходили - с Запада или Востока, Севера или Юга. И наши победы имели под собой основу - русское воинское искусство, систему народной подготовки мужчины - воина. Русский рукопашный бой стал исчезать не потому, что он уступает по своей эффективности другим единоборствам, а потому, что стали гибнуть и умирать носители культуры, тот коллектив, среда в которой любая культура существует. Прервалась преемственность поколений. Эту же участь разделила русская песня, пляска, большая часть обычаев и обрядов. А в это время в образовавшуюся нишу хлынул поток заморских видов единоборств. Но мало кто задумывался, что восточные боевые искусства чужды нам не только психологически, но и физиологически. Русскому человеку, к примеру, сидеть в распространенной на востоке позе "лотоса" просто-напросто неудобно. То же само происходит при выполнении различных ударов».
«Восточные единоборства не только чужды нам своей религией и идеологией, но и перегружены ненужными, непонятными, а зачастую безсмысленными, устаревшими даже для азиата ритуалами, которым приписывается небывалая боевая результативность».
«Представьте каратиста, который ведет поединок на скованной льдом реке. Те, кто знаком с этим восточным единоборством, сразу поймут, что такое невозможно - либо у босоногого, одетого в кимоно человека начнут разъезжаться ноги - он станет скользить и падать, либо ему придется одеть сапоги (можно и валенки, и тулуп) и принципиально изменить свою технику, которая уже не будет иметь ничего общего с каратэ. Произойдет это по простой причине - в выпестованном в Японии стиле используются прежде всего стелющиеся вдоль земли перемещения, а они возможны, когда между подошвой ноги и опорой надежная сцепка, строго говоря - высокий коэффициент трения. Впрочем, японская боевая система от этого ничуть не умаляется - на Окинаве, откуда пошло каратэ, ни морозов, ни снега не бывает и поединки на льду местных жителей мало волновали. Они молодцы - создали систему под себя , под свое телосложение, под особенности своего климата и вдвойне заслуживают уважения, что сохраняют и развивают родные традиции».
«В отличие от восточных монастырских единоборств, где достойной считалась любовь, но любовь отвлеченная, т. е. ко всему вообще и ни к кому конкретно, у воев во главу угла мировоззрения ставилась любовь к своему Богу, родной земле, женщине, роду — вот опора русского воинского духа! Если на Востоке зачастую запрещалось бойцу иметь жену, дабы не растрачивать жизненную энергию, то на Руси полноценным воем считался мужчина, имевший жену и детей. Именно семья считалась тем родником, из которого вой пил живую воду родовой силы, именно в ней воплощалась вживе идея Родины-Матери».
«Тренированный русский боец наносил 5-6 ударов в секунду! Такая быстрота определялась принципом движений танца. Кстати, в каратэ подобной плотности ведения боя достичь практически невозможно - каратистские удары в большинстве своем прямолинейны, они имеют некоторую паузу в завершающей фазе и требуют в ней концентрации силы. Генетически имея меньший, чем европейцы вес тела и мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар, сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного эффекта (мы сейчас не говорим о "работе по точкам"). Славянину же, чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с проносом. И лучше, если он наносится по криволинейной траектории - рука без задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели. Высокая "скорострельность" важна в схватке с несколькими противниками, особенно при окружении ими».
«Бить в лицо и ниже пояса запрещалось, лежачего не трогали - ведь свои же русские. В восточных же единоборствах - добивание противника, символическое или реальное, непременное условие».
«Участвуя в бузе, человек, как и при «ломании», внешне напоминает пьяного - а ведь и у китайцев одним из самых эффективных считается стиль "пьяного"»!
«Идея о том, что в бою надо сохранять то же душевное состояние, что и в обычной жизни пришла к нам из восточных единоборств. Приведем отрывок из книги известного японского мастера фехтования Миямото Мусаси "Пять колец": "В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен". Комментарий к приведенному отрывку будет следующий: "Что японцу - хорошо, то русскому - смерть" . Русский человек из-за особенности своего психотипа не может или, точнее, ему очень трудно эффективно вести рукопашный бой в обыденном своем состоянии - ему надо "завестись". Но русскую "заводку" нельзя путать с тем состоянием, в которое впадают разгорячившиеся уроженцы Кавказа».
 
Подготовка молодёжи
 
«Борись, и борьба сама тебя научит»
«Школ, где могли бы учить драться, не было, но драке учились и учили. «Умение драться приходит само по себе. На тебя налетят, и будешь ты драться, чем сумеешь и как сумеешь». Ребенок с детства самостоятельно постигал и перенимал манеру боя, манеру исполнения песни, пляса, становясь со временем носителем культуры».
«Прежде чем быть принятым в мужской союз, мальчик должен был пройти школу бойца в детских объединениях — “беседах”, которых могло быть от двух до пяти в каждой деревне. Маленькие ребятишки учились там борьбе, метанию, играли в прятки, бегали наперегонки и т. п. “Беседы” постарше заменяли состязания в борьбе кулачными и палочными боями, где прикладной характер был выражен ярче».
«Когда мальчишки боролись, взрослые подсказывали, как лучше бить и куда лучше. Взрослые кричали «…брось через себя! Подставь колено, чтобы он через тебя полетел!..» «Бывало, со взрослыми вставали бороться…».
«Рос юноша, росли его бойцовские навыки, и вот наступало время перевода бойца из “беседы” в “партию”. Этот момент был долгожданным для юноши. Если старшие считали, что тот или иной боец созрел для перевода в “партию”, то несколько мужчин приходили вечером на юношескую “беседу”. Проходя несколько раз перед парнями, как бы выбирали — кого забрать с собой. И хотя все было давно решено, каждый кандидат должен был понервничать. Эта часть ритуала вводилась для того, чтобы каждый юноша задумался: достоин я уже или нет, и если нет, то почему? Следующим действием обряда был собственно “перевод”. Остановившись перед выбранным бойцом, мужики набрасывали ему на шею вышитый рушник, затягивали его на шее и, взявшись за концы, уводили парня из “беседы ”».
«Несовершеннолетним юношам не дозволялось носить пояса и рубахи навыпуск. Они должны были заправлять подолы в штаны. По принятию парня в первую (младшую взрослую) "беседу", ему разрешалось носить пояс толщиной в один палец, по прошествии трех лет - толщиной в два пальца, и еще через три года, при переходе в старшую взрослую "беседу" артели - толщиной в три пальца».
«Взрослые кулачные поединки не были стихийными и готовились заранее. Д етские бои предваряли бои взрослых и старшее поколение имело возможность наблюдать рост мастерства молодежи. «Вначале шли мальчишки, они начинали задираться: “Ну, чего ты лезешь ко мне? А ты, чего прешься?” Ну, слово за слово, начинается драка. За мальчишек лезут заступаться парни постарше, а потом еще старше, а потом и мужики начнут, забор сломают и палками кто кому по шее надает больше».
 
Мобилизационное состояние
 
«Дайте ножик, дайте финку - я зарежу самовар!..»
«В традиционном русском боевом искусстве, которым является Буза, бой ведется в особом мобилизационном состоянии организма. Умению переводить организм в такой режим работы целенаправленно и тщательно обучают».
«Переход в мобилизационное состояние - это не наш выбор, часто его за нас определяет ситуация. Можно сохранить спокойствие, терпя при этом боль и ранения, пока дерешься за себя. Но если при вас будут бить или убивать ваших близких, если будут топтать вашу честь, честь вашего народа и Отечества, то у нормального человека переход в мобилизационное состояние произойдет сам по себе. Для русских - это физиологическая норма, порода такая».
«Боевые танцы с пиджаком - «Буза», «Веселый», «Под-Драку» - живой отголосок древнего охотничье-воинского танца. Можно без натяжек назвать такой пляс «военным танцем», после которого в древности, по логике обряда, должны были начинаться военные действия против соседей. В подобном случае танец являлся еще и объявлением войны».
«Мужики шли на кулачный бой, исполняя под гармошку «Русского», «Елецкого», «Саратовского», «Самарку». Под эту музыку исполнялись частушки боевого содержания».
«Когда пели, куражились, старались перекричать друг друга:
Меня били-колотили,
Резали как борова.
За тебя моя мамзеля,
Мне влетело здорово.
Дайте ножик, дайте финку,
Я зарежу самовар.
Телефонный столб женился,
Колымагу замуж взял.
Старики с усмешкой вспоминают: «…законно морду набьют после таких частушек».
«Особенности нашего психотипа вполне отражены в народном фольклоре, например в поговорке: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» или в частом сюжете анекдотов, когда русского надо сильно достать, после чего летят клочки по закоулочкам. Немцы о нас: «русские долго запрягают, зато быстро ездят» . Вот, что на эту тему пишет Ксения Касьянова в своей книге «О русском национальном характере» : «Исследование с помощью психологических тестов показывает в нашем этническом генотипе явно выраженную эпилептоидную компоненту. Она характеризуется некоторой вязкостью мышления, довольно высокой неотзывчивостью на внешние стимулы и раздражения, что способствует с одной стороны, развитию склонности к индивидуализму, а с другой - последовательности и упорства в достижении цели. За пределами же этого состояния мы становимся весьма разрушительными для окружающих и для себя самих, тогда «вышибаются» все заслоны контрольных механизмов и эмоции бушуют бесконтрольно и яростно. Это сочетание терпеливости и взрывоопасности делает нас довольно непредсказуемыми и не всегда понятными в поведении...».
«Заводка» и есть мобилизационное состояние, в нем из-за особенности работы центральной нервной системы происходит частичная, а иногда и полная потеря бойцовских навыков наработанных спортивными методами в обычном состоянии. В Бузе или системе Кадочникова технику отрабатывают медленно, чего почти нет в спорте, только при таком способе тренировки приобретаются навыки, которые будут перенесены в мобилизационное состояние. В нём происходит переход от логического, сознательного мышления к интуитивному, подсознательному. Сознание оперирует словами и конкретными техническими действиями (приемами), а подсознание - образами и принципами работы. Прекращается внутренний диалог, человек перестает рассуждать, его воли уже нет, решение принято, и он просто действует, и очень важно, чтобы он действовал по воле Божьей, чтобы не превратиться в разбойника. А разбойнику, по словам Суворова - Бог не помощник» .
«Суворов говорил: «Братцы! Вы - богатыри! Неприятель от вас дрожит! Вы - русские!», «Мы - русские, мы все одолеем», «Покажи на деле, что ты - русский!», «Крепость сильна, гарнизон - целая армия, но ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверены в себе», «Там где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат» . Суворовские девизы стали непреложной истиной для его армии: «Русские не сдаются», «Русские не отступают!».
«Если же сравнить суворовскую “Науку побеждать” и Бузу, то между ними есть только одно отличие. У Суворова рычаги управления состоянием солдата во многом принадлежат командирам , а в Бузе они, в процессе обучения, передаются в руки бойца . Поэтому бузник может быть богатырем и в бою и в быту».
«Особое, собственно «бузовское», в технике — это прежде всего «пьяность» . На фоне общего расслабления и особого психофизического состояния боец двигается, напоминая движениями подвыпившего человека, движения выглядят разбалансированными, неуправляемыми, чередуются хлесткие всплески с медлительными покачиваниями».
«Постепенно, с монотонным гармошечным наигрышем, пританцовывая, они все более отрешались, все неожиданнее и резче сходились, и похоже, когда один задевал другого, не успевшего полностью освободить дорогу летящей наотмашь руке, тот и боли - то нее чувствовал. Видя, что хлопцы не на шутку разбузились, гармонист замедлил темп и постепенно затих - Бузa кончилась.»
«Под музыку, с пляской ходили в бой. Этот обычай наших предков настолько хорошо запомнился полякам, что они экранизировали его в фильме «Огнём и мечём» по книге Сенкевича. А мы подзабыли! Во время гражданской войны боевая пляска продолжала жить в войсках, как у красных, так и у белых. Хорошо запомнились красноармейцам атаки полков Ижевского и Воткинского заводов, против большевиков. Они шли в бой под гармошку, с заброшенными за плечи винтовками. Перед строем отплясывали бойцы, иногда вместе с санитарками. Трудно это объяснить рационально, но красноармейцы не выдерживали таких атак, отступали. Предания гражданской войны повествуют так же, что В.Чапаев знал боевой пляс и любил станцевать «Русского» на бруствере, под шквальным огнём белогвардейцев. Выплясывая под гармошку, он учил бойцов храбрости, среди его подчинённых существовала уверенность, что «комдива пуля не берёт». Говорят, что этот обычай он сохранил еще с первой Мировой».
«Трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор. Не случайно Твардовский посвятил целую главу гармони и пляске на фронте:
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут.
Обступают.
- Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.
............................................
И забыто - не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому ещё лежать».
«Про Суворова Денис Давыдов говорил, что он положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение» .
«Суворов отлично знал: для того чтобы солдат в бою превращать в богатырей, их надо из обыденного состояния перевести в воинское боевое и умело делал это. В сжатом виде суворовская система подготовки солдата выражена в следующих словах полководца: «Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна! Она в присяге: будешь богатырь в бою, хоть овцой в дому; а овцой в дому так и останешься, чтобы не возгордился…» Суворов четко различает два состояния: обыденное - «как овца» и боевое, воинское - «богатырь». Суворов говорил: «Атакуй с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не пускай! Ура! - чудеса творит , братцы!» . Обратите внимание «Ура!» творит чудеса; «ура» - это русский боевой клич, один из древних способов помогающих воину оторваться от обыденности и связанных с ней страхов и настроиться на бой, в котором уже нет места сомнениям и страху. Полководец учил: «Бей неприятеля не щадя ни его ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет» ; и еще его слова: «Нет ничего страшнее отчаянных» , т.е. храбрых до самоотречения».
«Умение преодолеть страх - это важнейшее качество для воина. Суворов говорил, «Первое - храбрость, кто испуган, тот побежден наполовину. У страха глаза велики, один за десятерых кажется. Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы» .
«Для русского человека, русского воина огромное значение играет понимание того, ради чего он готов сражается и умирать. М.И.Драгомиров говорил: - ”В бою только тот бьёт, кто не боится погибнуть. Для человека, воспитавшего себя таким образом, нет неожиданностей».
 
 
Обзор материалов интернет -  cайта www . buza . ru
подготовил Сергей Серюбин