Суть системы Кирюшина.
Восстановление устойчивых связей между половинками мозга - основная задача гармоничноего воспитания по системе Кирюшина. Расширение и прочистка нейронных путей, дорожек , по которым проходят нервные импульсы от одной половиноки мозга к другой.
Это как раз то, чего боятся как огня враги России. Алкоголь , наркотики , реформы образования, Средства Массовой Информации в сегодняшней Россиянии занимаются прямо противоположным - рвут и разрушают эти связи. Дебилизируют человека. упрощают его потребности , сводят их к животным.
Наше ТЕЛО правое и левое.
Я смотрю кадры уникального фильма: молодая женщина сидит в ванной. У нее родовые схватки, а она... поет. И вот под звуки жизнеутверждающей музыки и материнского соло ребенок появляется на свет. И что же он делает, оказавшись в руках акушерки? Правильно, кричит. Но - именно в той тональности, в которой в данный момент звучит мелодия! На экране не момент появления на свет Моцарта или Гайдна: скорее всего, родилось обычное дитя, но прошедшее азы музыкальной грамоты.
Сам процесс обучения не сложен: женщина раз в день на 15 минут накладывает на живот наушники, через которые звучит мелодия флейты. Изюминка - в самой мелодии. Подобно Сальери, В. Кирюшин в результате многолетних изысканий произвел <анатомическое вскрытие> тысячи музыкальных произведений и нашел обертоновые формулы, которые воздействуют непосредственно на подсознание развивающегося плода.
Врачи, исследовавшие сердечный ритм будущего ребенка и его матери, поражались: стоило зазвучать "эмбриональной" музыке, как два сердца-матери и плода - начинали биться в унисон. Музыкальное образование ненавязчиво продолжалось и после родов, только теперь портативный магнитофон крепился к ручкепрогулочной коляски. В результате к 3-4 годам у ребенка формировался абсолютный слух. В чем он проявлялся? Попробуте спеть наш "национальный гимн":
"Не слышны в саду
Даже шорохи..."
Получилось?А вот трехлетний воспитаник Кирюшина споет Вам еще и по-другому:
"До ми соль ми фа
Ми ре соль фа до..."
А что потом? А потом , через много лет, из пяти тысяч внутриутробных воспитанников педагога 200 защитили дисертации (разумеется, когда выросли). Причем не только в области искуства, но и по математике, физике, биологии. А остальные, хотя и не стали доцентами, любят музыку и жизнь. Вот к чему приводит сверхранняя тренировка правого полушария. Но почему именно правого?...
Плюрализм в одной голове.
Как известно, когда Всевышний лепил первого человека, рядом крутился черт. И вот, вложив в черепную коробку два мозговых полушария, Бог аккуратно подвел к каждому из них нервные волокна, причем к левому мозгу - от левой половины тела, а к правому - от правой. Он увлекся работой и не заметил, как протянулась мохнатая лапа, вынула Адамовы мозги, развернула на 180 градусов и вставила обратно. В результате все нервы оказались перекрученными: от левого полушария пошли к правой руке, правой ноге, правому глазу и уху, а от правого - ко всему левому. С тех пор мы так и живем: левая половинка мозга управляет правой стороной тела, а правая - левой.
Однако этим фокусы не кончаются. Внутри каждого из нас уживаются два получеловека: правша и левша. Посмотрите на себя в зеркало: правый глаз у вас несколько хитрее и задорнее, а левый - грустнее и серьезнее, уголок правой губы оптимистично задран вверх, а левый пессиместически опущен, правое ухо как бы на стороже, зато левое доверчиво распахнуто, как окно в сад.
В начале 40-х годов случилось у нейрохирургов поветрие - путем рассечения мозга на две половинки (напомню, что в норме полушария - сросшиеся, как сиамские близнецы). В результате таких операций на свете возникло несколько десятков людей с расщепленными полушариями. При послеоперационном осмотре пробовали задавать вопросы правой половине мозга, а ждать ответа от левой (поскольку именно в левом полушарии сосредоточенны центры речи и письма). Достичь этого можно следующим образом: если попросить испытуемого сосредоточить взгляд на точке, рассположенной симметрично к правому и левому полуполям зрения, то предмет, помещенный слева от точки, будет опознан в правом полушарии, а справа - в левом.
И вот показывают правому полушарию пациента чайную ложечку и спрашивают: <Что вы видите?> <Не знаю>, - отвечает тот (естественно, через левое полушарие). Неужели в самом деле не знает? Завязывают ему глаза и предлагают выбрать из посудного сервиза то, что он только что видел. Испытуемый на ощупь выбирает... ложечку и начинает помешивать ею чай. <Что вы делаете?> Отвечает: "Рисую". Выходит левая половинка мозга не знает что делает правая!
А так ли дружно живут половинки у здорового человека? Понимающая речь, говорящая и пишущая левая часть мозга ( исключение составляют левши ) к тому же знает арифметику, умеет отсчитывать время, любит строить планы на будущее и выдумывать всякие революции. Правый мозг - немой. Но он - "Великий немой", поскольку все, что создано Рафаэлем, Моцартом, Энштейном и т.д., создано благодаря правой гемисфере. Таким образом утверждение Вознесенского, что "человек 2% процента состоит из Микеланджело",- явное преуменьшение: в каждом из нас 50% художника и музыканта. А еще правое полушарие - ярый <консерватор>, поскольку все его помыслы - в прошлом.
"Чукча не читатель?"
Такой вот <двухпалатный парламент> уживается у каждого из нас под черепной коробкой. Однако две половинки мозга редко придерживаются демократических принципов: обычно одна из них является доминирующей и подавляет способности другой. Доминирование во многом определяется наследственностью, воспитанием и системой образования.
Традиционное европейское образование (в том числе и российское) направлено на развитие и выявление способностей левого мозга. Среди тех, кто не успевает за своими сверстниками в средней школе, 60% составляют абсолютно психически здоровые дети с единственной закавыкой в мозге: у них доминирующим является правое полушарие. Им бы быть охотниками, следопытами, геологами. Там, в лесу или тундре, они со своим мозгом дали бы сто очков вперед любому золотомедалисту. А в школе им приходится осваивать <Камчатку> и скучать на уроках алгебры.
Конечно, для школьников это не смертельно - жизнь потом расставляет всех по своим <рабочим местам>. Хотя чувство ложной ущербности правополушарного ученика в среде левополушарных (или наоборот) способно нанести довольно чувствительную моральную травму (подобная ситуация хорошо описана у Л. Толстого в повести <Юность>).
Что не смертельно для отдельных школяров, может быть пагубным для нации, если она бездумно загоняется за парты. Некоторые из северных народов генетически являются правополушарными, и московская система образования им абсолютно противопоказана.
Она, конечно, выявляет среди аборигенов небольшую часть левополушарных, оканчивающих впоследствии вузы и становящихся даже, как принято говорить, гордостью нации. Однако остальную массу народа школьный фильтр заводит в тупик: образование, идущее вразрез с церебральным вектором потребностей человека, губит личность, мозг не может гоняться одновременно за двумя <птицами счастья>.
Поэтому одна из мер спасения малых народностей от деградации может заключаться в создании образовательных программ, учитывающих правополушарную организацию мозга учеников (подобные программы существуют, например, в Канаде). А резерв у правого полушария огромен: некоторые программы, рассчитанные на диалог с художественными наклонностями мозга, способны <вывести в люди> даже детей с синдромом Дауна. Пример - всемирно известный актер кино Паскаль Дюкьен.
Юмор - он всегда справа
Любопытно, что и шабаш американской демократии,спровоцированный амурной шалостью незадачливого президента, имеет правополушарную основу. Согласно некоторым версиям, практикантка Моника Левински не случайно забрела в апартаменты Белого дома, а была внедрена туда спецслужбами. На первый взгляд, операция была спланирована <топорно>: неужели президента надеялись заснять в непотребном виде на подконтрольной ему территории? Логичнее было бы организовавать встречу с сексапильной Моникой на каком-либо укромном ранчо.
Однако учтено было то, что 42-й президент США - стопроцентный левша. А такие люди рассуждают и чувствуют одним и тем же полушарием ( тем, что справа), в результате чего под напором чувств легко теряют голову. Поэтому воспламенив в высокопоставленном любовнике страсть, Моника без труда могла подтолкнуть его к самым экстравагантным поступкам: от обьятий перед жерлами многочисленных телекамер до завершения известного акта в подол злополучного коктейльного платья.
Истории было угодно свести в одном временном пространстве процесс судебный с процессией траурной, провожающей в последний путь другого, на этот раз гениального "левшу".
На газетной полосе в траурной рамке портрет в полоборота влево. В ту же сторону скошен и взгляд больших темных глаз. Любой психолог отметит: подобная поза характерна для правополушарной, художественнной натуры.
Композитор Альфред Шнитке был вдвойне правополушарным: мало того, что он сочинял музыку, он и записывал ее левой рукой: то есть справа у него располагались и речевой и музыкальный центры. Меч судьбы, безжалостно опускавшийся на голову музыканта, все время отводился от его гениального ума, сосредоточенного в правой гемисфере: два инсульта в течение десяти лет поражали левый мозг. А музыка лилась и лилась из правого.....
Именно благодаря редкой анатомической особенности маэстро, а так же небесному ангелу-хранителю Шнитке буквально на одном полушарии писал балет "Петр Гюнт" , оперу "Жизнь с идиотом". Кстати, исполняя перед друзьями фрагменты сочинения с таким "жизнерадостным" названием, Шнитке весело смеялся, что изумляло окружающих. А "ларчик" просто открывался: чувство юмора также обитает в правой половине мозга.
Кстати, о музыке. Кто ходил в походы , знает чувство единения, которое возникает у костра под хорошую песню. Хоровое пение обьединяет всех: и право - и левополушарных, поскольку в это время левая сторона подсказывает слова, а правая выводит мелодию. Поющий человек перестает быть единополушарным, и большая масса единоличников превращается в единомышленников.
Лидеры часто используют эти законы.
Вспомним советские песни, особенно периода "великих строек" и освоения целины: все они, как правило, хорошо поются хором, будь то бытовое застолье либо праздничная демонстрация. Перед тем как развязать вторую мировую войну, фюрер обьединил дух Германии совместным поеданием супа на городских площадях, переходящим в хоровое распевание гимнов.
Тонкое дело.
Проблема "специализации" полушарий не замыкается на школьных аудиториях, а распространяется на полушария земные. Как мы уже упоминали, левая половина мозга любит строить планы на будущее: все его помыслы устремлены на день, месяц, год вперед. Правая, напротив, больше живет картинами прошедшего, устоявшегося, традиционного.
А теперь обратимся к ключевому различию между Востоком и Западом: как известно, она покоится на вероисповедании. Вот христианство. Лейтмотив православных обрядов - ожидание прихода Мессии. Образ христа - мощный стимул для активизации левого полушария, поскольку повторное явление сына Божьего - событие далекого будущего. В то же время идея Мессии закладывает установку на некоего лидера, вождя. Вспомним пророческие строки М. Лермонтова:
"Настанет год , России черный год,
Когда царей корона упадет ....
И зарево окрасит волны рек,-
В тот день явится мощный человек..."
Как мог юный поэт, не претендующий на роль Нострадамуса, так точно на восемьдесят с лишним лет вперед угадать алгоритм октябрьского переворота? Да он просто гениально спроецировал подспудные религиозные устремления русского народа на будущее Российской империи.
Совсем по-другому воздействует на мозг оплот Востока - ислам. Он возник гораздо позднее христианства как учение о Боге, объединяющее соплеменников на борьбу против иноземных поработителей. Поэтому джихад из борьбы за веру легко трансформируется в борьбу за независимость. В своем вероисповедании мусульмане опираются на традиции, род, семью, в связи с чем ежедневный пятикратный намаз действует в основном на правое полушарие.
Поэтому, вторгаясь с мессианскими целями (долгое время они у нас носили наименование <интернационализм>) в пределы Востока, европеец должен помнить, что приход <человека с ружьем> в Кабуле и Грозном воспримут иначе, чем в Варшаве или Праге. И даже с противником легче договориться, если стараться рассуждать той же половиной мозга, что и он.
Итак...
Зачем Природе понадобилось создавать <два в одном>? Не проще ли было, если бы все рождались с одним полушарием и жили себе в мире и согласии? Дело в том, что благодаря межполушарной асимметрии в мозге формируется вектор поведения. Все наши потребности и хотения зарождаются в правой половине мозга, формируя чувство неудовлетворенности. Однако сами по себе отрицательные эмоции не являются продуктивными. Созидательными они могут стать только в том случае, если нечто будет менять знак эмоции на положительный. Таким <нечто> и является левое полушарие.
В самом деле голодный и нечесаный субъект должен искать закусочную <Жарпицца> или салон С. Зверева. Но если сами поиски будут вестись на фоне отрицательных эмоций, то, подобно буриданову ослу, бедняга не сможет выбрать меньшее из двух зол: сидишь дома лохматый - плохо, отправился на поиски парикмахерской - тоже плохо...
Подвигнуть личность на поиски может только другой вариант: сидишь - плохо, ищешь - уже лучше. Подобный вектор - <уже лучше> - и зарождается в левой половине мозга во время поисков закусочной или цирюльни.
Так два наших полушария и сосуществуют, как ведра на коромысле: вначале перевешивает правое <ведро> с отрицательными эмоциями, затем левое с положительными, затем снова с отрицательными и т. д., пока в результате удовлетворения потребности оба <ведра> не окажутся пустыми. Снова надо идти к <колодцу> - за новой потребностью. И дай бог, чтобы <колодец> не иссяк!
Валерий Александрин. Наше тело правое и левое. "Огонек" за январь 1999г.
научное сопровождение http://alicepush.narod.ru/businessmusic.html