Экологическое воспитание ребенка
Экологическое воспитание ребенка – это один из самых важных аспектов развития полноценной личности. Живя в тесном контакте с природой, наши предки понимали характер окружающего мира. Для того, чтобы передать это ребенку в доступной форме, чтобы у него сложилось целостное восприятие окружающего мира, они одушевляли, наделяли своим характером те или иные явления природы. Живыми существами окружающей природы выступают обитатели тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и облака, горные жители. Все они являются хранителями закона на своей территории. И если человек хотел жить в том или ином месте, то он должен был почтительно относиться к природе, окружающей его. Такое одушевленное отношение к природе предохраняет человека от бездумного и потребительского отношения к ней. Наши предки знали, что если всё время брать, разрушать, рано или поздно придет расплата за свои действия.
Сегодня осмысленное бережное отношение к природе становится насущной необходимостью. Оно строится не на страхе перед наказанием, а на понимании природы, как части нас, как живого существа, любви к ней. Как же строится такое экологическое воспитание?
Мы разделили природу на четыре стихии, которые сами являются живыми существами, а так же на их обитателей со своими характерами, желаниями, способами взаимодействия с людьми.
Эти четыре стихии: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Существа, обитающие в этих стихиях – лешие, ручейки, водяные, ветерки, огневушки и т.д.
Например, как отнесется хранитель леса Леший, если бездумно вырубать деревья, оставлять мусор? Он может обидеться и уйти в дремучие дебри. Но, лишившись хранителя, будет ли лес нас одаривать ягодами и грибами? Зато как лес щедр с теми, кто относится к нему с любовью. После понимания этого, уже не возникают разрушительные желания по отношению к лесу.
Мы нашим детям рассказываем сказки о живой природе и ее обитателях. Приведу вам пример сказки о воде.
Говорит как-то камень воде:
- Не понимаю, зачем ты нужна? Нас - камней омываешь на берегах рек и морей, мы от этого меньше становимся, какая от тебя польза?
- Польза от меня огромная, - Отвечает она. - Если бы не я, то все деревья и травы погибли бы, ведь это я вместе с Землей-матушкой им помогаю весной оживать: она им силы даёт, а я их влагой питаю.
- Это понятно, но зачем тебя так много? Целые реки и моря, зачем столько деревьям и травам? – удивился камень.
- Не только им я нужна, - Улыбнулась вода. - В моих реках и морях рыбы живут и животные – они без воды не могут. А звери лесные и букашки разные меня пьют, без меня бы они от жажды погибли.
- Зато Человеку я важнее – он из меня дома и дороги строит, - Похвалился камень.
- Неправда, и Человек без меня тоже не может. Взрослые и дети моются во мне и пьют меня, я им тоже силы даю. А если подумает кто-нибудь что-то хорошее, то через меня эта доброта другому передаётся, - Ответила вода.
- Земля-матушка очень меня любит, мы вместе с ней помогаем всем жить счастливыми и здоровыми, - Закончила вода и ласково погладила камень.
- Теперь я всё понял, ты очень важна, - Уважительно сказал камень и улыбнулся воде.
В методах нашего традиционного образования обычно изучение природы идет от частностей: каких-то явлений, отдельных знаний, которые не дают понимания ребенку общей картины мира, понимания как взаимодействовать с окружающим пространством, чем оно ему может быть полезно. Основная задача нашего метода: идти от целого к частному, чтобы ребенок сразу видел все взаимосвязи нашего мира, умел ценить его и рационально использовать его ресурсы.
Земля – это в первую очередь живая планета, живое существо со своим характером, испытывающая боль и радость.
Одушевление природы – это не шаманизм. А метод экологического воспитания и образования. Если ребенку расскажут, что каждый ручеек, озеро или река – это живое существо, захочет ли он загрязнять воду? Если ребенок представит себе, что даже в маленьком огоньке живет огневушка, то захочется ли ему играть спичками, бездумно разбрасывая испуганных огневушек по дому? Если ребенок услышит, что ветерки и облака тоже живые, то неужели он станет загрязнять воздух газами и вредными веществами?
Понимая всё это, мы сможем вырастить достойных людей, думающих не только о себе, но и об окружающей природе, о своем роде и о жизни всего человечества на нашей Земле.
И.В. Вишнякова (педагог)
Источник
rodobozhie.ucoz.ru