Поведение следования
Что это такое?
Это такое поведение ребенка, когда он, не отставая и не отвлекаясь, следует за мамой, пока она идет куда-то по своим делам. Он не бежит на проезжую часть и не уходит в кусты посмотреть на интересный окурок, он сам отвечает за то, чтобы не отстать от мамы.
Такое поведение обусловлено инстинктом следования – инстинктом, который отвечает за выживание детеныша человека в естественной среде. В лесу ребенок не может идти куда хочет и все подряд совать в рот – некоторые растения ядовиты, а вокруг водятся опасные животные и змеи. Малыш должен находиться на расстоянии прыжка от мамы, чтобы в случае нападения она могла его защитить.
Поведение следования естественно формируется у детей, живущих в деревнях и сельской местности, потому что кругом действительно много природных опасностей – они активизируют инстинкт следования. Но в городе все иначе. Подсознание ребенка не может правильно интерпретировать современные опасности – электричество, машины… Ложное чувство безопасности гасит инстинкты, и «цивилизованной маме» необходимо приложить усилия, чтобы сформировать правильное поведение следования.
Почему это важно?
Потому что от этого зависит безопасность ребенка. Когда совершенно неуправляемый ребенок бежит от мамы к проезжей части, это в любой момент может закончиться трагедией. А ведь такая ситуация - не редкость, на любой детской площадке вам наверняка доводилось наблюдать подобные сцены: мама с ужасом гонится за ребенком, подходящим к опасному месту, а малыш вырывается и удирает с радостным смехом.
Иногда детей даже водят на поводках, «вожжах». Надевают их обычно не от хорошей жизни - родители понимают, что иначе не могут контролировать ребенка, и реально боятся за его жизнь.
Именно поэтому – чтобы предотвратить такие ситуации и обучить кроху осторожности и правильному пониманию опасностей городских улиц – так необходимо формировать у ребенка поведение следования.
Как выглядит поведение следования?
Мама с малышом выходят из дома и идут к какой-нибудь цели, например, в магазин за кефиром. Пока они идут, малыш неотступно следует за мамой, отдаляясь от нее не более чем на пару шагов («расстояние прыжка»), или идет с ней за руку. Он не бежит за чем-то интересным в кустах - разве что на ходу может что-то подхватить, но немедленно догоняет маму. Через некоторое время они делают «привал», то есть ненадолго останавливаются в безопасном месте (например, на детской площадке), и вот тогда приходит время ребенка исследовать окружающую среду. Теперь у него есть возможность отойти от мамы и рассмотреть все камешки, веточки, песочек, фантики и тот безумно привлекательный мусор, которого, к сожалению, мы не в силах избежать в городе.
Через некоторое время «привал» заканчивается, и мама с малышом снова продолжают путь до магазина. Ребенок, как и раньше, следует за мамой. Совершив покупки, они возвращаются обратно и по дороге опять могут сделать «привал», где ребенок снова поиграет и побегает в свое удовольствие.
При отработке поведения следования протяженность и маршрут прогулок могут быть разными, важно лишь, чтобы они состояли из отрезков, когда малыш следует за мамой, и отрезков, когда он получает относительную свободу («привалов»). Чаще всего продолжительность ходьбы и привала получается примерно одинаковая – 10-20 минут, но время это не столь важно и зависит от многих факторов (выносливости ребенка, возможностей устроить привал, того, насколько интересно ребенку место привала и так далее). Поначалу кажется, что ребенок еще совсем маленький и ему тяжело долго идти, но уже через пару месяцев после начала ходьбы его выносливости хватит на полчаса-час неторопливой пешей прогулки.
Как обучить поведению следования?
Обучение следованию начинается, как только ребенок начинает ходить на улице. Выходя на каждую прогулку, мама должна придумать себе цель – сходить в магазин, поликлинику или просто посидеть на скамеечке у дальней детской площадки. Цель необходима, чтобы мама уверенно шла вперед, не потакая желанию ребенка осмотреть каждую грязную бумажку (именно так проявляется ведущая роль матери: она идет по делам, а ребенок находится при ней, но никак не наоборот).
И вот прогулка началась. Мама поставила ребенка на землю, несколько шагов он следует за ней и тут его внимание привлекает листик - малыш разворачивается и направляется к нему. Мама тут же подхватывает ребенка одной рукой под мышку и проносит несколько шагов. Если малыш опять пошел не туда, она подхватывает его опять и проносит немного дольше.
Маме не надо ничего говорить, не нужно ругать ребенка за то, что он уходит от нее , или еще как-то выражать свое негативное отношение. Достаточно просто подхватить его под мышку, причем не заботясь об удобстве ребенка. Похожим образом кошка берет за шкирку котенка, и в обоих случаях детеныш, будь то котенок или ребенок, понимает – он оказался в опасности и мама его спасает, либо он просто что-то сделал не так. Схваченный под мышку ребенок сразу получает сообщение, что так делать (идти в ту сторону) не стоит. Слова тут могут лишь помешать.
При этом необходимо помнить – ответственность за то, чтобы следовать за мамой, лежит на ребенке. Он должен сам следить, куда и как быстро идет мама, чтобы не потеряться. В начале обучения полезно удерживать в голове мысль - «ребенок обязательно идет за мной, по-другому просто и быть не может!» Если мама только и ждет, что малыш сейчас побежит прочь, ему ничего не останется, кроме как действительно побежать - ведь ребенок стремится оправдывать ожидания родителей.
Как правило, дети обучаются поведению следования в течение пяти-шести месяцев. Если в какой-то день у мамы нет возможности долго идти с ребенком, она может просто посадить его в слинг или в коляску и пойти по своим делам. А обучение следованию отложить на следующий раз.
Если ребенок вдруг убежал далеко от мамы, то ей лучше не бросаться за ним самой, а попросить кого-нибудь из прохожих привести ребенка. При этом важно, чтобы прохожий не ласково заворковал с малышом, а суровым голосом сказал ему конкретную фразу, например: «А где твоя мама? Далеко? Чудесно, значит я сейчас тебя схвачу!» Или «Ты что это так далеко от мамы ушел? Ну-ка быстро к маме, а то в мешок посажу и утащу с собой!»
В разном возрасте ребенок следует за мамой на разном расстоянии. Безопасная дистанция определяется моторными возможностями ребенка, то есть тем, насколько быстро он сумеет вернуться к маме. До 1.5 лет безопасная дистанция в среднем 1,5 метра, после 2 лет - 2-2.5 метра, после 3-х лет - еще больше.
Что делать, если ребенок все равно убегает от мамы или обучение начали поздно?
Мама может рассказать ребенку про конкретные опасности, которые его подстерегают. Например, «Отойдешь от мамы, подбежит злая собака, укусит, будет очень больно!», «Подойдет злой дядя, посадит в мешок, унесет и съест!»
Многие дети не понимают, что опасности, о которых говорит мама, реальны, им нужно «подтверждение». В таком случае хороший выход из положения - договориться с кем-то из знакомых мужчин, чтобы во время прогулки он подошел к убежавшему ребенку. Если он будет одет в «страшную» одежду, возьмет мешок и страшным голосом скажет что-то вроде: «Ага, ты убежал от мамы, ну теперь я тебя посажу в мешок!», малыш скорее всего испугается и побежит к маме. А мама его «спасет» и унесет от злого дяди. Такое происшествие запомнится надолго, и ребенок уже внимательнее отнесется к маминым предупреждением об опасностях.
Метод «злого дяди» можно применять только к детям с устойчивой психикой, которые не подвержены страхам. Если ребенок спит отдельно от родителей и у мамы есть опасения, что он может неадекватно отреагировать на такое происшествие, лучше даже и не думать о применении этого метода. У чувствительного ребенка такая «встреча» способна вызвать страхи и ночные кошмары, поэтому этот метод нужно применять с осторожностью. Большей части мам для успешного обучения следованию достаточно с началом самостоятельных шагов просто подхватывать ребенка, когда он отклоняется от «маршрута».
Автор :
Анна Еханина