Адмиралы - закономерное крушение
Вот, никак не подберу образ – он крутится у меня в голове, я неоднократно встречал его в разных формах в различных произведениях, а сейчас что-то определённое из этих форм не могу вспомнить. Наверное, и не надо. И достаточно ограничиться сутью этого образа, его смыслом. А смысл такой: есть нечто главное, что определяет и судьбы людей, и ход всех окружающих событий, но люди не замечают этого главного, а барахтаются в определяемым этим главным событиях ослеплёнными марионетками, и хотя это главное – вот, перед глазами, простое и понятное, но, увы, суета событий, вселенские страсти, войны, революции, а главного и определяющего это всё – в упор не разглядеть.
Теперь давайте по порядку. Кто определяет события на глобальном уровне? Бог, конечно. Как он их определяет? Или к лучшему, или к худшему – в зависимости от того, чему он хочет дать расцвет как правильному, а от чего он хочет избавиться как от неправильного.
Что же есть правильное и неправильное в его глазах? Мы не будем много говорить об этом, потому что рискуем увязнуть в болоте всевозможных религиозных предписаний, многие из которых (вплоть до ветхозаветных десяти заповедей) или довольно сомнительны, или не вполне корректны. Но есть какие-то вещи базовые, настолько базовые, что они не могут не подразумеваться как очевидные.
Одной из таких базовых вещей, базовых ценностей является доброкачественное продление жизни из поколения в поколение, доброкачественное ращение детей. Это главное.
Если дети растут в здоровой семье в окружении родительской любви и заботы – то получаются люди со здоровой психикой, доброкачественные и угодные Богу люди. Если этого нет – то получаются люди с нездоровой психикой, с комплексами, с потаёнными неврозами, с глубоко засевшими истероидными реакциями и так далее, люди с такой психикой, в которой вольготно приживаться всевозможным бесам. Главным инструментом по созданию и формированию детей является семья – и доброкачественные дети получаются в доброкачественной семье.
Для этого и создаётся семья. А для того, чтобы семья оказалась доброкачественной, есть определённые условия, которые необходимо соблюдать. Условий этих не так уж много, и они хорошо всем известны. А главным условием из них является супружеская верность. Пошли измены – семья начала страдать, а то и вовсе рушиться.
Потому во всех религиях, где есть хоть что-то от Бога, одной из главных заповедей является «не прелюбодействуй». И уж что-что, а эта заповедь действительно от Бога. Нарушая эту заповедь, люди идут против Бога. Совершают преступление против Природы.
А когда это преступление становится общественной нормой, то как должна Природа относиться к таким обществам? Правильно, она сметает их туда, куда и следует смести – к такой-то бабушке. Что нам и продемонстрировала как сама история, так и отобразивший эту историю фильм «Адмирал», уловивший одну из главных причин развала тогдашнего общества.
Беспутство. Вот один из тягчайших грехов тогдашней элиты. Грех, для элиты непростительный. Когда беспутствуют низы, но элита в это не впадает, то общество ещё может быть жизнеспособным, особенно если элита не стесняется, как ей и положено, наводить в низах порядок. Но когда беспутствует элита, то это смерть общества.
А в России получилось даже наоборот: низы, сам народ сохранял в себе доброкачественное начало, а элита его растеряла. В России, наоборот, элита развращала народ. Развращала во всех отношениях – как в образовательной сфере, неся в массы вместо серьёзного взвешенного образования всякую либералистическую чушь, так и в нравственной сфере, заменяя извечные нравственные основы той же либеральной легкомысленностью. И демонстрируя всё собственным примером.
И режиссёр «Адмирала» это блестяще уловил, подведя итог всем вселенским страстям, в фильме показанным – последние слова представителя народа к Колчаку перед расстрелом: «Да сколько у Вас жён-то?» Насмешливые слова. Слова человека, который ему, представителю должной вызывать доверие элиты, не верил.
И этот народ имел право смести такую элиту.
Ну, хорошо. Давайте мы от описания общих дел перейдём конкретно к любовной истории. И мы даже не будем затрагивать тот факт, что в реальности у той любовницы Колчака оставался где-то не только муж, но и сын. Красивая история, красивые люди (во всяком случае, так в фильме показано), ну полюбили друг друга – разве так не бывает? Разве не бывает, что люди просто образовали семьи в своё время, потому что все их образуют, а потом вдруг встретили свой идеал, свою настоящую любовь? Бывает. Но нам сейчас проще об этом судить. У нас многое проще делается (к лучшему ли, другой вопрос). Там же была одна особенность, которая всё представляет в ином свете.
Особенность эта заключается в церковном венчании. Тогда браки по традиции повсеместно заключались через церковь. А это значит…. Это значит, что мы вступаем в область страшных вещей по своей ответственности. Понимаете ли, они ведь перед Богом клялись! Торжественно шли в церковь и клялись Богу быть единой семьёй до конца дней своих и блюсти друг пред другом супружескую верность. А это не просто так. Не простые клятвы. Перед Богом-то.
И вот смотрите, как история выглядела (а в фильме это хорошо показано). Нарушившие самую святую из клятв, даваемых Богу, побросавшие свои семьи, впадшие в беспутство, мечутся по всей стране в ворохе развернувшихся общественных страстей и постоянно взывают к Богу – «с нами Бог», «во имя Бога», «с Божьей помощью» и тому подобное. Театр абсурда. Какая помощь? С кем Бог? История наглядно показала, с кем был Бог. Ему оказались ближе те, что в него вообще не верили, чем такие вот чудовища, Богом спекулирующие и всё святое, что от Бога, предающие.
И предавали они не только свои семьи. Предали они основу основ, на которой держится живущее в согласии с Богом общество – предали монарха, как представителя власти от Бога. Тогдашняя элита ведь сплошь отвернулась от царя. И почему отвернулась? Он, видите ли, казался им в чём-то неудачен. При нём неудачно складывались дела. Так сделайте так, чтобы они складывались удачно! Кто это должен делать – вы или царь за всех вас?
Приведу один лишь факт. Одним из главных событий, настроившим многих против царя, было поражение страны в Русско-Японской войне. Оказался виноват царь. А войну проиграли во многом из-за неудачного Цусимского сражения, где была разбита наша военно-морская эскадра. Эскадрой руководил адмирал Рождественский. Эта эскадра отправилась в военный поход из Балтийского моря вокруг Европы и Африки, и в дальневосточных водах потерпела поражение. Известно, что во время похода этот адмирал не раз разводил у себя на адмиральском корабле это самое беспутство – при заходе в порты его корабль посещали дамы. И это были не столько девицы лёгкого поведения, сколько дамы российского же высшего света (а, вероятно, и замужние к тому же), которые вели себя на корабле не лучше девиц лёгкого поведения. И это на военном корабле! Где вообще присутствие женщины считалось дурной приметой! Эта эскадра должна была победить?
А виноват царь. Виноват в чём – в том, что не рубил головы, или в том, что не рубил головки?
Страна погрузилась в пучину разврата. Во всех отношениях. И по вине тогдашней элиты. И эта страна должна была потерпеть крушение. Вместе с такой вот элитой.
Царь же и его семья вознеслись к лику святых, и Бог подчеркнул тем самым и разницу, и расстояние между его, Бога, представителями и тогдашней, с позволения сказать, элитой.
======================================================================