Варварские тексты: Юлиус Эвола. Арийская доктрина борьбы и победы
Характерными чертами Заката Запада (1), согласно принятой концепции критики западной цивилизации, являются: во-первых - патологическое развитие всего, что является действием; во-вторых - обесценивание таких понятий, как внутреннее самопознание и созерцание.
Эта критика не подразумевает под познанием рационализм, интеллектуализм или иное пустословие; не понимает под созерцанием бегство от мира, отречение от него или превратно понятое монашеское уединение. Напротив, внутреннее познание и созерцание предстают здесь, как наиболее естественные и подходящие человеку формы причастности к сверхприродной, сверхчеловеческой и сверхрациональной реальности. И, несмотря на это пояснение, в основе вышеописанной концепции содержится неприемлемый для нас посыл. А именно: фактически молчаливо предполагается, что всякое действие в материальном мире ограничено, и что высший, духовный мир достигается иными, не связанными с действием, средствами.
В этой идее легко прослеживается влияние определенной жизненной установки, полностью чуждой духу арийской расы, но которая, без сомнения, уже настолько прочно укоренилась в мышлении христианского Запада, что в той же форме прослеживается в имперской концепции Данте. Древние арии не противопоставляли действие и созерцание - это были лишь разные определения акта духовной реализации. Иначе говоря, они полагали, что человек способен преодолеть свою личную условность не только созерцанием, но и действием.
Если мы абстрагируемся от этой идеи, станет понятно, что характер прогрессирующего упадка западной цивилизации необходимо интерпретировать иначе. Традиция действия характерна для арийцев Запада, но она быстро приходит в упадок. Теперь здесь признается и пользуется уважением исключительно секуляризованное и материализованное действие, отчужденное от любых форм взаимодействия с трансцендентным - профаническое действие, которое фатальным образом должно выродиться в лихорадочную одержимость действием ради действия; т.е. действие, привязанное исключительно к обстоятельствам, порожденным текущим моментом. Такому, выродившемуся действию в современном мире уже не соответствуют аскетические и подлинно созерцательные ценности, но лишь некая неясная культура и бесцветная, общепринятая вера. Такова наша точка зрения на ситуацию, сложившуюся сегодня на Западе.
Если "возврат к истокам" является основной идеей всего сегодняшнего движения обновления, значит, в качестве наиважнейшей задачи необходимо рассматривать сознательное возвращение к осознанию примордиальной арийской концепции действия. Эта концепция должна оказать преобразующее воздействие и пробудить дремлющие жизненные силы в новом человеке благородной расы. Мы хотели бы здесь и сейчас совершить небольшой аргументированный экскурс во вселенную мышления примордиального арийского мира с целью вновь извлечь на свет некоторые фундаментальные элементы нашей общей традиции, уделив особое внимание арийскому пониманию войны, борьбы и победы.
Естественно, что для древнего арийского воина война как таковая означала вечное сражение между метафизическими силами. С одной стороны - светлое олимпийское начало, солярная и ураническая реальность; с другой - жестокое насилие титано-теллурического начала, варварского в классическом смысле этого слова и феминно-демонического. Находя свое выражение в тысячах образах, тема этого метафизическое противостояние присутствует во всех традициях арийского корня. Всякое сражение на материальном уровне рассматривалось, в большей или меньшей степени, как эпизод такого высшего противостояния. И поскольку арийство считало себя войском олимпийского начала, сегодня необходимо вновь стать на путь древних ариев; и с этих позиций рассматривать не только право ариев на власть как в высшей степени законное, но и саму имперскую концепцию, чья анти-секулярная суть очевидна.
Согласно представлениям такого традиционного мира вся реальность становилась символом. Это справедливо и для войны, рассматриваемой с субъективной и внутренней точки зрения. Таким образом, война и путь к божественному могут стать едины.
Важнейшие свидетельства, оставленные различными нордическо-германскими традициями, всем нам хорошо известны. Тем не менее следует отметить, что эти традиции в том виде, в котором они до нас дошли, фрагментарны и смешаны; слишком часто они представляют собой самые высокие арийские примордиальные традиции, низведенные до народных суеверий. Но это не помешает нам выделить некоторые важные моменты.
======================================================================
Прежде всего, как всем нам известно, "Вальгалла" является столицей небесного бессмертия, предназначенной в первую очередь для героев, павших на поле боя. Владыка этих мест, Один-Вотан, представлен в "Саге об Инглингах" как тот, кто своей символической жертвой на космическом древе Иггдрасиль указал воинам путь, ведущий к божественным чертогам, обители вечной жизни. В соответствии с этой традицией, фактически ни один ритуал или жертвоприношение не были столь любезны высшему божеству, ни одно усилие не давало более сладостных неземных плодов, как жертва собственной жизни на поле боя. Более того, за темной символикой "Дикой охоты" (2) также сокрыт следующий фундаментальный смысл: посредством воинов, которые, погибая, приносят таким образом жертвы Одину, создаются те самые отряды, что понадобятся богу в последней решающей битве Рагнарек , т.е. в битве против фатальных "сумерек богов", которые угрожают миру с древнейших времен. Здесь ясно прослеживается подлинно арийский мотив метафизической борьбы. В "Эдде" сказано буквально следующее: "Великое множество там [в Вальгалле] народу, а будет и того больше, хоть и этого покажется мало, когда придет Волк." (3) Волк здесь выступает образом темных и диких сил, которые мир Асов сумел подчинить.
Арио-иранская концепция Митры, "воина, который никогда не спит" является, по сути, выражением той же самой концепции. Митра - это тот, кто во главе Фраваши и своих верных соратников бьется против врагов арийского бога света. Чуть позже мы еще вернемся к Фраваши и выявим их прямую взаимосвязь с Валькириями нордической традиции. С другой стороны мы попытаемся также раскрыть смысл "священной войны" путем сопоставления с другими традициями.
Не стоит удивляться, если в этой связи мы, прежде всего, обратимся к исламской традиции. Исламская традиция займет здесь место традиции арио-иранской. Концепция "священной войны" и, по меньшей мере, в том, что касается исследуемых здесь идей, пришла к арабским племенам из вселенной иранской мысли. Таким образом, в исламской традиции присутствует элемент некоего позднейшего возрождения примордиальной арийской традиции, и с этой точки зрения она может быть несомненно нами использована.
Предполагается, что в этой традиции различают, по сути, две "священные войны", а именно - "великую" и "малую" священную войну. Такое различие базируется на словах Пророка, который по возвращении из военного похода сказал: " Мы вернулись с малой священной войны на великую священную войну" . В данном контексте великая священная война имеет духовный статус. Малая же священная война, напротив, является борьбой физической, материальной - войной, проходящей во внешнем мире. Великая священная война - это борьба человека со своими собственными врагами, с теми, что пребывают в нем самом . Точнее, это борьба сверхчеловеческого элемента в человеке со всем инстинктивным, привязанным к страстям, хаотичным, подчиненным силам природы. В точности та же идея присутствует в "Бхагавад-Гите", этом великом древнем трактате арийской воинской мудрости: "Познав То, что выше разума, покорив низшее "я" высшим "Я", порази, о могучерукий, труднопобедимого врага в образе вожделения." (4) Обязательным условием для внутреннего освобождения является полное и окончательное уничтожение противника.
В контексте героической традиции такая малая священная война, т.е. война как внешняя борьба, служит исключительно средством для реализации войны великой. По этой причине в текстах "священная война" и "путь к Богу" зачастую являются синонимами. Так, например, в Коране читаем: " Пycть жe cpaжaютcя нa пyти Aллaxa" - т.е. на Священной Войне - "тe, кoтopыe пoкyпaют зa ближaйшyю жизнь бyдyщyю! И ecли ктo cpaжaeтcя нa пyти Aллaxa и бyдeт yбит или пoбeдит, Mы дaдим eмy вeликyю нaгpaдy." (5) И далее: "A y тex, кoтopыe yбиты нa пyти Aллaxa, - никoгдa Oн нe coбьeт c пyти иx дeяний: Oн пoвeдeт иx и coxpaнит в пopядкe иx cocтoяниe и ввeдeт иx в paй, кoтopый Oн дaл им yзнaть." (6) Здесь присутствует аллюзия на физическую смерть на поле боя, на "mors triumphalis" (победоносную смерть); что находит свое точное соответствие во всех классических традициях. Та же самая доктрина также, в любом случае, может быть истолкована в символическом смысле. Тот, кто на "малой войне" переживает "великую священную войну" рождает в себе силу, которая готовит его к преодолению кризиса смерти. Но точно так же, не умирая физически, возможно посредством аскезы Действия и Сражения, пережить опыт смерти; одержать внутреннюю победу и обрести "больше чем просто жизнь". В эзотерическом толковании "Рай", "Царствие Небесное" и сходные выражения являются не более чем символами и формулировками, придуманными для простых людей, чтобы описать состояния трансцендентного просветления на более высоком чем жизнь и смерть уровне.
Этими соображениями стоит руководствоваться как предпосылкой, чтобы вновь обрести идеи, скрытые за внешним аспектом Христианства, к которому героическая северо-западная традиция была вынуждена их приспособить во времена Крестовых походов, дабы иметь возможность их внешнего выражения. В средневековых крестовых походах за "освобождение Храма" и "завоевание Святой Земли" в большей степени, чем это обычно представляют (сегодня, да и вообще), присутствовали явные точки соприкосновения с арио-нордической традицией, в которой упоминается о мифическом Асгарде, далекой земле Асов и Героев, куда не торопится смерть и чьи обитатели обладают бессмертием и сверхчеловеческим покоем. Священная война предстает как война полностью духовная, вплоть до того, что может быть уподоблена пророчествам об "очищении огнем, подобным огню чистилища, перед смертью". "Есть ли большая слава, чем выйти из боя увенчанным лаврами? И великая слава завоевать венец бессмертия на поле боя!" - убеждает тамплиеров Бернар Клервосский.(7) Понятие "абсолютной славы", той, что согласно теологам присуща Богу, на высочайшем из небес (догмат об "in Excelsis Deo" ), также восходит к крестовым походам. Именно поэтому "Святой Иерусалим" предстает в своей двойственности: как град дольний и горний, а крестовый поход рассматривается как великое восхождение, ведущее прямо к бессмертию.
Различные военные превратности судьбы в крестовых походах сначала вызывали удивление, смущение и даже кризис веры, но в конце концов произвели благотворный эффект на идею "Священной войны", очистив ее от всего материалистического. Без сомнения, неудачу в Крестовом Походе можно сравнить с добродетелью, которую преследует злой рок; ценность этой неудачи могла быть понята и оценена по достоинству исключительно в ее связи с неземным путем. Таким образом, формировалось - по ту сторону победы или поражения - суждение о ценности духовного аспекта действия. Приходило понимание того, что Священная война имеет ценность сама по себе, вне зависимости от своего зримого материального исхода, как средство для достижения сверхчеловеческой реализации путем действенного принесения в жертву человеческого элемента.
Именно эта идея, возведенная до метафизического уровня, вновь встречается нам в уже упоминавшемся известном индо-арийском тексте - в "Бхагава-Гите" . Жалость и человеческие чувства, которые мешают воину Арджуне вступить в схватку с противником, расцениваются богом как "непонятные, недостойные ария […] ведущие не к небесам, а к бесчестию" (8). В наставлении воину говорится: "Или тебя убьют, и ты попадешь на небеса, или, победив, ты насладишься земным царством. Поэтому встань, о сын Кунти, и решайся на битву" (9). Внутреннее состояние, которое способно преобразить малую священную войну в великую, должно быть следующим: " …Полностью отдавшись действию" , - утверждает бог - "сосредоточив сознание на истинном "Я", освободившись от желаний, эгоизма и беспокойств, сражайся" (10). В таких недвусмысленных выражениях утверждается чистота действия, которое должно быть желанным само по себе, выше всех человеческих страстей и стремлений: "Считай, что на карту поставлены страдания, богатство или нищета, победа или поражение. Поэтому подготовься к сражению; так ты избегнешь греха" (11).
В качестве дополнительного метафизического обоснования, бог разъясняет различие между непреходящей абсолютной духовностью и иллюзорным существованием, включающим в себя телесное и человеческое. С одной стороны - метафизическая ирреальность того, что можно утратить (например, бренное тело и земную жизнь, которые преходящи), и осознание того, что потеря может стать обретением. С другой стороны - Арджуна, проходя через подобный опыт проявления мощи божественного начала, вплотную приближается к осознанию неодолимой силы трансцендентного. Перед величием этой силы всякая обусловленная форма бытия предстает отрицанием. Там, где это отрицание активно отрицается, т.е. там, где такая обусловленная форма бытия разрушена насилием или вывернута наизнанку, эта сила проявляется необычайно ярко. Обрести необходимую для героического преобразования личности энергию, можно поступая соответствующим образом: когда воин действует сообразно описанным выше чистоте и духу абсолюта, разрывая цепи человеческого, призывает божественное как метафизическую силу, принимает эту активную силу в себя, и обретает в ней исполнение своей мечты и освобождение. Яркое сравнение мы находим в другом тексте, относящемся к той же традиции: "Жизнь - как лук, душа - как стрела, абсолютный дух - как цель, которую должна поразить стрела. Соединитесь с этим великим духом, подобно стреле, вонзающейся в цель" (12).
Если мы сумеем увидеть здесь высочайшую форму духовной реализации через борьбу и героизм, тогда действительно становится важным, что это знание представлено в "Бхагавад-Гите" продолжением примордиального арийско-солярного наследия. В самом деле, оно было передано "Солнцем" первому законодателю ариев Ману; и затем хранилось длинной чередой царей-посвященных. За многие века эти знания были утрачены, однако божественное вновь открыло их, но не набожному жрецу, а представителю воинской знати - Арджуне.
====================================================================